Новиков С.А. выступил с докладом на АНК Рязанской области

31 мая 2016 года президент благотворительного фонда “Любить и Верить” Новиков Сергей Андреевич принял участие в заседании антинаркотической комиссии Рязанской области, выступив с докладом на тему: «Об организации прохождения в реабилитационных центрах региона реабилитации лицами, привлеченными к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача». Текст выступления приводится ниже.

Narcohelp

“На сегодняшний день в Рязанской области происходит постепенная реструктуризация созданной системы комплексной помощи лицам, зависимым от наркотических веществ. Данный процесс лишь с большой долей допущения можно назвать беспроблемным. Однако, прежде чем перейти к освещению проблем, считаем необходимым отметить, что система комплексной помощи лицам, зависимым от психо-активных веществ в своем идеальном исполнении должна состоять из последовательной цепи взаимосвязанных элементов и лишь при прохождении больного через все элементы цепи мы сможем говорить о повышении эффективности помощи таким пациентам. Система помощи состоит из следующих этапов:
1. Мотивация на получение помощи (может быть добровольная и принудительная, должна проводиться во всех местах контакта зависимого и\или его родственников с системами контроля, надзора и помощи);
2. Медико-социальная реабилитация (направлена на восстановление физического и психического здоровья лиц, больных наркоманией или обратившихся за медицинской помощью, и, имеющих диагноз «употребление наркотических и токсических веществ с вредными последствиями». Она осуществляется только медицинскими учреждениями психиатрической и наркологической помощи);
3. Психо-социальная реабилитация (направлена на восстановление психологического, духовного и социального здоровья больных наркологического профиля и может осуществляться немедицинскими учреждениями и организациями государственной или иной формы собственности, в том числе с привлечением реабилитационного потенциала общественных организаций и объединений традиционных для России религий);
4. Ресоциализация (заключается в постепенном возврате наркозависимого к полноценному социальному функционированию, осуществляется в учреждениях по типу «дом на полпути», которые, как правило, организуются реабилитационными центрами);
5. Поддержание трезвости (заключается в длительном сохранении трезвости в условиях полноценной жизни в социуме, осуществляется в группах само- и взаимопомощи по типу сообщества «Анонимные наркоманы»).
Замечу, что, не смотря на выстроенное взаимодействие, проблемы существуют, как внутри каждого из этапов, так и при переходе больного с одного этапа на другой, в особенности во время взаимодействия учреждений, оказывающих помощь на каждом из этапов. Однако, увы, регламент настоящего выступления не позволяет осветить проблемы всех этапов, остановимся на предмете сегодняшнего обсуждения, а именно принудительной мотивации на получение помощи после совершенного административного правонарушения.
На сегодняшний день в Рязанской области существует несколько негосударственных реабилитационных центра для наркозависимых, 4 из которых прошли квалификационный отбор и включены в региональный реестр реабилитационных центров.
Во время подготовки к данному выступлению были проведены встречи с руководителями всех 4-х реабилитационных центров. Во время встреч выяснялось наличие в их практической деятельности прецедентов, когда больной направлялся к ним для прохождения реабилитации по решению суда после совершения административного правонарушения. Выяснено, что ни в одном из реабилитационных центров таких прецедентов не было. Более того руководители центров утверждают, что не было направлений и во время досудебного разбирательства, то есть во время взаимодействия привлеченного к ответственности с органами защиты.
Как правило, по решению суда в Рязани и Рязанской области лица, совершившие административное правонарушение направляются на принудительное лечение в условиях лечебно-профилактических учреждений области, пройдя которое они отказываются от прохождения дальнейшей социально-психологической реабилитации, что свидетельствует о недостаточном функционировании мотивационного звена на всех предыдущих этапах. Соответственно процесс комплексной реабилитации обрывается.
Сложившаяся ситуация, по-видимому, связана со следующими причинами:
1. Смешение таких понятий, как медико-социальная и социально-психологическая реабилитация у адвокатов, судий и врачей, что связано с отсутствием детального и подробного информирования этих лиц о необходимости прохождения полной комплексной реабилитации всеми лицами, зависимыми от психо-активных веществ.
2. Отсутствие прямого доверительного взаимодействия между руководителями реабилитационных центров и правоохранительными органами, а также врачами ЛПУ, что вызвано фактом нахождения на руководящих должностях реабилитационных центров лиц, выздоравливающих от алкоголизма или наркомании, многие из которых также ранее привлекались к административной или уголовной ответственности, связанной с оборотом наркотических веществ.
3. Отсутствие финансирования прохождения этапа социально-психологической реабилитации, в том числе лицами, совершившими административное правонарушение.
Устранение вышеобозначенных проблем позволит увеличить количество лиц, получающих комплексную помощь, что в свою очередь окажет позитивное влияние на показатели здоровья населения Рязанской области.
Для устранения этих проблем мы могли бы предложить следующее:
1. Проведение лекций-семинаров о современных подходах к комплексной помощи лицам, зависимым от психо-активных веществ, для членов коллегии адвокатов, сотрудников судов, а также врачей Рязанской области.
2. Организация круглых столов между представителями реабилитационных центров, органами государственной власти, сотрудниками ЛПУ, на которых могли бы обсуждаться возможности взаимодействия с целью повышения эффективности комплексной помощи лицам, зависимым от употребления психо-активных веществ. В Рязанской области уже имеется положительный опыт проведения таких мероприятий на базе Рязанского института развития образования. В качестве альтернативы возможно возложение на какую-либо организацию функций по осуществлению такого взаимодействия.
3. Выделение средств из бюджетов разных уровней на оплату сертификатов для прохождения всего комплекса реабилитационных мероприятий лицами, совершившими административное правонарушение.”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставьте заявку,

Мы свяжемся с вами в течении 30 минут