Новиков С.А. выступил с докладом на АНК Рязанской области

31 мая 2016 года президент благотворительного фонда «Любить и Верить» Новиков Сергей Андреевич принял участие в заседании антинаркотической комиссии Рязанской области, выступив с докладом на тему: «Об организации прохождения в реабилитационных центрах региона реабилитации лицами, привлеченными к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача». Текст выступления приводится ниже.

Narcohelp

«На сегодняшний день в Рязанской области происходит постепенная реструктуризация созданной системы комплексной помощи лицам, зависимым от наркотических веществ. Данный процесс лишь с большой долей допущения можно назвать беспроблемным. Однако, прежде чем перейти к освещению проблем, считаем необходимым отметить, что система комплексной помощи лицам, зависимым от психо-активных веществ в своем идеальном исполнении должна состоять из последовательной цепи взаимосвязанных элементов и лишь при прохождении больного через все элементы цепи мы сможем говорить о повышении эффективности помощи таким пациентам. Система помощи состоит из следующих этапов:
1. Мотивация на получение помощи (может быть добровольная и принудительная, должна проводиться во всех местах контакта зависимого и\или его родственников с системами контроля, надзора и помощи);
2. Медико-социальная реабилитация (направлена на восстановление физического и психического здоровья лиц, больных наркоманией или обратившихся за медицинской помощью, и, имеющих диагноз «употребление наркотических и токсических веществ с вредными последствиями». Она осуществляется только медицинскими учреждениями психиатрической и наркологической помощи);
3. Психо-социальная реабилитация (направлена на восстановление психологического, духовного и социального здоровья больных наркологического профиля и может осуществляться немедицинскими учреждениями и организациями государственной или иной формы собственности, в том числе с привлечением реабилитационного потенциала общественных организаций и объединений традиционных для России религий);
4. Ресоциализация (заключается в постепенном возврате наркозависимого к полноценному социальному функционированию, осуществляется в учреждениях по типу «дом на полпути», которые, как правило, организуются реабилитационными центрами);
5. Поддержание трезвости (заключается в длительном сохранении трезвости в условиях полноценной жизни в социуме, осуществляется в группах само- и взаимопомощи по типу сообщества «Анонимные наркоманы»).
Замечу, что, не смотря на выстроенное взаимодействие, проблемы существуют, как внутри каждого из этапов, так и при переходе больного с одного этапа на другой, в особенности во время взаимодействия учреждений, оказывающих помощь на каждом из этапов. Однако, увы, регламент настоящего выступления не позволяет осветить проблемы всех этапов, остановимся на предмете сегодняшнего обсуждения, а именно принудительной мотивации на получение помощи после совершенного административного правонарушения.
На сегодняшний день в Рязанской области существует несколько негосударственных реабилитационных центра для наркозависимых, 4 из которых прошли квалификационный отбор и включены в региональный реестр реабилитационных центров.
Во время подготовки к данному выступлению были проведены встречи с руководителями всех 4-х реабилитационных центров. Во время встреч выяснялось наличие в их практической деятельности прецедентов, когда больной направлялся к ним для прохождения реабилитации по решению суда после совершения административного правонарушения. Выяснено, что ни в одном из реабилитационных центров таких прецедентов не было. Более того руководители центров утверждают, что не было направлений и во время досудебного разбирательства, то есть во время взаимодействия привлеченного к ответственности с органами защиты.
Как правило, по решению суда в Рязани и Рязанской области лица, совершившие административное правонарушение направляются на принудительное лечение в условиях лечебно-профилактических учреждений области, пройдя которое они отказываются от прохождения дальнейшей социально-психологической реабилитации, что свидетельствует о недостаточном функционировании мотивационного звена на всех предыдущих этапах. Соответственно процесс комплексной реабилитации обрывается.
Сложившаяся ситуация, по-видимому, связана со следующими причинами:
1. Смешение таких понятий, как медико-социальная и социально-психологическая реабилитация у адвокатов, судий и врачей, что связано с отсутствием детального и подробного информирования этих лиц о необходимости прохождения полной комплексной реабилитации всеми лицами, зависимыми от психо-активных веществ.
2. Отсутствие прямого доверительного взаимодействия между руководителями реабилитационных центров и правоохранительными органами, а также врачами ЛПУ, что вызвано фактом нахождения на руководящих должностях реабилитационных центров лиц, выздоравливающих от алкоголизма или наркомании, многие из которых также ранее привлекались к административной или уголовной ответственности, связанной с оборотом наркотических веществ.
3. Отсутствие финансирования прохождения этапа социально-психологической реабилитации, в том числе лицами, совершившими административное правонарушение.
Устранение вышеобозначенных проблем позволит увеличить количество лиц, получающих комплексную помощь, что в свою очередь окажет позитивное влияние на показатели здоровья населения Рязанской области.
Для устранения этих проблем мы могли бы предложить следующее:
1. Проведение лекций-семинаров о современных подходах к комплексной помощи лицам, зависимым от психо-активных веществ, для членов коллегии адвокатов, сотрудников судов, а также врачей Рязанской области.
2. Организация круглых столов между представителями реабилитационных центров, органами государственной власти, сотрудниками ЛПУ, на которых могли бы обсуждаться возможности взаимодействия с целью повышения эффективности комплексной помощи лицам, зависимым от употребления психо-активных веществ. В Рязанской области уже имеется положительный опыт проведения таких мероприятий на базе Рязанского института развития образования. В качестве альтернативы возможно возложение на какую-либо организацию функций по осуществлению такого взаимодействия.
3. Выделение средств из бюджетов разных уровней на оплату сертификатов для прохождения всего комплекса реабилитационных мероприятий лицами, совершившими административное правонарушение.»

powered by